На дне пучины: Я плохой родитель.
Мы часто устраиваем мероприятия для отдыха родителей (кстати, у нас специальный клуб «ОтЧАЙных родителей», присоединяйтесь) и на встречах, то и дело, слышим от мам: «Мне становится дурно. Болит сердце за ребёнка. Можно я его проверю?» (Да-да, на встречи вы можете прийти с ребёнком, наши волонтёры займут ваше чадо на пару часов и сделают это с превеликим удовольствием)

И, разумеется, мы не можем отказать в такой просьбе нашим гостям. Мы вместе ходим и проверяем, а по возвращению, мамочка выжидает ещё 30 минут и снова идёт на поиски малыша. В связи с этим, у меня появился вопрос: «Как подружиться с беспокойством за своего ребёнка и не превратить это в самобытную муку?»

Часть 1. Беспокойство или тревога: называем вещи своими именами.

Так, как же понять, что вас мучает? Обратимся к интернету.

Беспокойство – это палач для головы, а тревога – для тела.

Ещё одно отличие: тревога возникает «на ровном месте», механизм, который её запускает, зачастую, может быть обусловлен маленькой деталью, которая и активирует процесс. Беспокойство же возникает на фоне, как я это называю, «чужой зоны ответственности», когда мы не можем, чисто физически, повлиять на какое-либо действие, но всё равно мучаемся. Например: отдали отчёт руководству, а его долго-долго рассматривают. Скажем, две недели. И все эти две недели вы перманентно БЕСПОКОИТЕСЬ о правильности отчёта. А тревога, кстати говоря, может стать последствием беспокойных недель. Ведь, когда в следующий раз вас попросят сдать отчёт, вы, предугадывая прошлые события и анализируя время ожидания, с первого слова в документе, будете ТРЕВОЖИТЬСЯ на сколько теперь затянется уже этот процесс.

И последнее: Тревога может запустить психосоматику (рассматривали это понятие в прошлой статье), т.к. именно тревоге под силу рисовать ментальные образы. Беспокойство же, ведёт более честную партию и не играет с вашим воображением.

Часть 2: Родительская тревога, как работает?

Я неспроста выбрала данный термин, т.к. считаю, что именно на фоне этого процесса, у родителей и возникают, как недопонимания с собственными детьми, так и с собственным телом.

Откуда берётся эта вездесущая паранойя, что вот-вот, что-то случится? Откуда идея, что именно сейчас ребёнок наткнётся на бешеную собаку, рядом с этой чихуахуа?

Смотрите, как интересная штука. Тревога практически всегда работает на «опережение» событий. С одной стороны, оно и правильно, подумаете вы, но согласитесь, предвидеть никому не дано, а тут на постоянной основе прогнозы от собственного «Я». Это происходит в связи с режимом «Без меня ты не справишься» или, как любят называть такой режим психологи, «Гиперопека». При активации такого мышления, происходит масса проблем одновременно.

-Вы перестаёте доверять ребёнку

-Вы видите в окружающем мире врага

-Вы начинаете бояться нового

Согласитесь, комплект не оптимистичен. Вы спросите: «Почему так происходит?»

Ответ не из приятных: зачастую, в силу того, что нас не научили справляться с собственными страхами, мы начинаем проецировать их на ребёнка. Если вас не научили плавать, как вы будете учить другого?

Ловушка таких опасений быстро схлопывается, и вот, теперь ваш ребёнок сидит ежедневно дома: «Не дай бог, что», думаете вы. Ребёнок не видит друзей, не находит новых. Привет, социопатия. Это утрировано, разумеется.

Но суть вы уяснили. На каждое действие – своё противодействие.

Часть 3: Учимся «плавать». Самодиагностика.

Во-первых, нужно понять, что работать мы будем только с собой и действия ребёнка нам никак не помешают.

Во-вторых, нужно признать, что у нас есть трудности с собственной тревожностью и снять ответственность со своего чада.

В-третьих, быть готовым к долгому пути принятия и понимания себя.

1. Как я с этим справился?

Как вы преодолеваете собственные страхи? Это поможет вам построить грамотную систему восприятия страхов ребёнка.

С чего следует начать: попробуйте вспомнить первый травмирующий опыт на улице, это может быть или падение с велосипеда, или обидные слова во дворе, или, какой-нибудь неприятный казус в принципе. И задайте себе вопрос, как я с этим справился?

Ответив, проанализируйте, как справляется ваш ребёнок и если вы видите, что без вас он справится не может, очевидно, вы в ловушке собственной тревожности. Заметьте, я не говорю про «из ряда вон» ситуации, когда на улице происходит драка с участием вашего сына, или, когда дело доходит до слёз – здесь, согласитесь, никто не устоит от вмешательства. Я веду речь про бытовые ссоры во дворе, бытовые травмы, не вредящие здоровью. Вот именно с ними, мы и учимся работать. Именно быт ребёнка мы учимся воспринимать, как быт.

2. Моя система ценностей

Сейчас я постараюсь объяснить, что это значит, в отношении родителя.

Возьмём рядовой пример: Когда вы выходите из себя, глядя, как ваша дочь пачкает своё новое платье, поставьте себя «на паузу» и спросите: «Как я справляюсь с пятнами на своей одежде? Я злюсь на себя? Я корю себя? Я виню себя?»

Мы выросли и проблемы такие, как лишнее пятно на кофте, нас расстраивают, но не пугают. Так вот, и вашего ребёнка, они должны расстраивать, но не пугать.

Вам необходимо проанализировать, вашу систему ценностей. Как вы относитесь к вещам? С чрезмерной аккуратностью, со скрупулёзной защитой или, может быть, вы осознаёте, что вещи – это вещи, и уровень бережливости не должен переходить границы? Если последний вариант, то посадите дочь перед собой и расскажите, как вам нравится её платье, какое оно красивое, и как она прекрасно в нём выглядит. Это, как минимум, даст понять малышке о вашем же отношении к ней, как к человеку, а потом уже, и к любым другим вещам в принципе.

Если вы более склоняетесь к первым двум вариантам, то необходимо понять, что у вашего ребёнка ценности совершенно другие, и, если вы скажете ей: «Это платье дорогое, я потратила на него много денег!», для неё это прозвучит просто, как: «Бла-бла-бла», ведь у ребёнка нет понятия «деньги». Он не знает, что это, как они достаются и как их получают. Ребёнок только начинает свой путь в светлое будущее, дайте ему подольше побыть в счастливом неведении. Я обещаю, он будет благодарен.

3. Встань за меня, даже если не хочешь.

Когда я слышу, что родители решают ВСЕ проблемы своих детей, меня бросает в дрожь. Во-первых, от такого уровня оптимизма родительского мышления, во-вторых, от их чувства собственной важности, а в-третьих, от того, как умело их ребёнок маскирует собственные трудности.

Одна из проблем тревожности заключается в том, что механизм гиперопеки уже запущен, а ребёнок ещё не достаточно вырос, чтобы понять, что это нужно называть «заботой». И вы начинаете злиться преждевременно, что ваши усилия не ценят, а ребёнок злится, что ему не дают «вздохнуть».

Выход: Проблемы ребёнка только тогда становятся ВАШИМИ, когда он САМ приходит с ними.

Опять же, я не говорю про школьные неприятности, когда вас вызывает учитель, а вы ему говорите: «А это не мои проблемы», очень тонкая грань между адекватным родительским восприятием собственного ребёнка и наплевательским отношением.

Я говорю про БЫТОВЫЕ трудности.

Скажем, вы учите сына готовить. Вы предупреждаете его, что нож острый и что он порежется, если будет неаккуратно нарезать лук. Далее, вы берёте картошку и начинаете готовить ингредиенты к супу. И тут, вы слышите, как он «пищит» и, хлюпая носом, подходит к вам с кровоточащим пальцем.

Как СТОИТ сделать:

Убедиться, что ребёнок в порядке. Взять аптечку. Обработать и залечить палец. Спросить, хочет ли он продолжать учиться.

Как НЕ СТОИТ делать:

Схватить малыша за руку и, причитая о его неаккуратности, потащить к аптечке. Там, отчитывая его за то же самое, угрюмо «заматывать» палец и потом, запретить ему заходить на кухню до окончания готовки.

Что мы имеем:

-боязнь родителя

-преждевременный отказ от готовки

-потенциальные «утаивания» ран от родителя

Вы заметили в чём разница?

В первом случае, вы относитесь к своему ребёнку, как к равному, но менее опытному человеку. Во втором, вы относитесь к ребёнку, как к беспомощному существу.

И тот, и тот случай, ведом заботой, но имеет разные последствия.

Поэтому, чтобы освободиться от тревожности и чрезмерной опеки своего малыша, вы должны чётко осознавать, что ваш ребёнок – НЕ продолжение вас. Это отдельный человек, отдельная личность, которая в состоянии разобраться с проблемами СВОЕГО возраста самостоятельно. И более того, он в состоянии понять, что НЕ МОЖЕТ разобраться и попросить вашей помощи.
Материалы для обложки статьи взяты с портала freepik.com.


Автор: Елизавета Качанова

Made on
Tilda