Интервью с психологом Татьяной Николаевной Лантратовой: все из детства
Мы часто рассказываем, как справиться с эмоциями по отношению к ребёнку, но редко обращаем внимание на то, что своих сил может быть недостаточно.
Татьяна, расскажите пожалуйста о себе. Кто вы, как давно вы в профессии и почему выбрали именно её?
— Первое моё образование – воспитатель, я закончила педагогический колледж, потом уже пошла учиться МПГУ имени Ленина на детского психолога. После чего поняла, что у меня мало фундамента, поэтому ещё я закончила второе высшее и получила образование коррекционного психолога. Закончила учиться я в 2005 году и именно с того момента работаю с детьми.
А с чем вы сталкивались, как детский психолог?
— Хотелось бы заметить, что запросы у родителей меня, как специалиста детской психологии, бывают крайне редко. В основном, я работаю, как коррекционный педагог. Понимаете, направления «детский психолог» нету в поликлиниках (есть педиатры, неврологи, другие специалисты), в силу чего родители не обращаются не потому, что боятся, а потому, что не знают о такой профессии. Однако, когда при моей работе им случается видеть, что психологические методы (например, арт-терапия или телесная терапия) с ребёнком реально работают, родители начинают быть более открытыми.
Согласна с вами. В силу того, что я тоже имею некоторое отношение к психологии, часто сталкиваюсь с тем, что люди расценивают профессию психолога с двух крайностей. Это либо: «Психология? Пф, да я здоров, как бык» либо с точки зрения волшебной палочки-выручалочки, которая сейчас моментально решит все проблемы. Многие совершенно не готовы к тому, что терапия будет направлена на результат, а не на «открещивание», а значит, может представлять из себя долгий и тяжёлый путь.
— Да, разумеется. Поэтому у меня в приоритете прорабатывать даже не со взрослыми людьми случившиеся ситуации, а именно с детьми. Мы учимся с ребёнком говорить, прежде всего, о своих чувствах и выражать своё настроение словесно. Например: «Мама, я устал, поэтому я злой» или «Мам, я тебя сейчас не слушаюсь только потому, что обижен на тебя, а не потому, что я тебя не люблю».
Согласна и тут с вами. Сейчас в обществе нарастает интерес к эмоциональному интеллекту, а как вы начинали свой путь к такому образу мысли?
— Я этому обучалась. Сначала я училась говорить и заявлять о себе. Это был долгий процесс, 5 лет. Я сама себе много сопротивлялась… Позднее, когда я искренне признала ценность эмоционального интеллекта, мне уже стало гораздо легче об этом говорить и родителем и детям.
Эмоциональный интеллект очень важен и при правильном подходе, даёт шанс развивать гармоничные отношения. А когда мы занимаемся с ребёнком и малыш понимает, что это реально упрощает жизнь, он сам того не ведая, учит и своего родителями такой практике.
Татьяна, а приходилось ли вам сталкиваться со стереотипами и мифами о важности психологии через людей, которые пришли к вам по советам родных или друзей?
— Чаще всего я сталкиваюсь с тем, что люди не верят, что терапия может сработать. У нас есть психологи образования, а это, чаще всего, диагносты, которые действительно много разговаривают и рассказывают о том, что с вашим ребёнком что-то не так и ему скорее нужно к неврологу…
Поэтому у родителей и нет понимания о других терапевтических методах, например, работа через тело, через творчество, через сказко-терапию и т.д.
Телесно-ориентированная терапия, у родителей, которые видят процесс, нередко вызывает вопросы: «А вы точно психолог? А это точно сработает? А зачем вы вообще это делаете?»
Поэтому мы часто говорим с родителями на тему важности психологии и её направленностей. Я объясняю, что психология – не только про поговорить. Это ещё и про телесные упражнения, творческие, эмоциональные, поведенческие проявления.
После чего родители задают вопрос: «А зачем нам это надо, мой ребёнок просто грызёт ногти. Значит нужно что-то прописать таблетки и тогда всё успокоится» - грубо говоря. И только после диагностики, когда я подтверждаю, что у ребёнка есть некоторые препятствия в выражении чувства злости, и предоставляю результаты работы через тело, они начинают доверять.
Я думаю, что так стереотип сложился из-за ранее известных американских телесериалов, в которых психологии всегда выступают в роли доброго старичка в очках или девушки, сидящей с кушеткой. А на кушетке притомился «пациент» после рассказа о своём дне. Как будто бы, теперь все думают, что психология только про это.
— Ну, вы описали психоанализ. Это тоже рабочая практика, но я всё-таки склоняюсь к тому, что сейчас поколение более осознанное. Они живут в большем информационном потоке, именно с психологической точки зрения и сейчас куда больше вариантов для реализации себя. Поэтому и восприятие психологии, более расширенное.
А по поводу стереотипов и страхов…
Зачастую, есть страх зря потраченных денег на психотерапию. И страх, что психолог залезет туда, куда лучше не залезать. На самом деле, люди часто удивляются, что мне вообще не нужно ничего спрашивать и т.д. Более того, даже, когда человек сам открывается, я его прошу особо не рассказывать. Потому что есть:
-язык тела
-язык жестов
-язык эмоций
-поведенческие реакции
-творческие проявления и т.п.
А в чём по вашему мнению заключается исток появившихся проблем?
— По моему мнению, всё из детства. Я верю в теорию родовых и общественных программ. Есть определённые стереотипы, которые передаются из поколения в поколение. Всё зависит от гибкости мышления, насколько осознанно человек готов с этими программами работать и перенастраивать себя на позитивные программы.
Например, если в детстве у родителей была подавляющая модель поведения, то и в будущем человек будет подсознательно выбирать работу с начальником-тираном, создавать семью с мужем-диктатором, такому человеку сложно будет принимать самостоятельные решения.
А если в детстве нам давали право выбора и помогали выражать свои эмоции правильно, то и сейчас, будучи уверенным в себе человеком, он будет склонен к позитивному восприятию мира и счастливому проживанию своей жизни.
А как же понять человеку, который попал в бесконечное колесо сансары, что ему стоит обратиться к специалисту? Как уловить этот момент? Можно ли посоветовать опираться на психоматику?
— Психология – не панацея, есть люди которые живут по своим программам и им достаточно хорошо.
Человек склонен обращаться к психологу, когда он чётко понимает, что в жизни ничего не меняется, как бы он не старался и ему в этих условиях жить плохо. И человек сначала просто интересуется психологией, и если ему этого мало, тогда уже идёт к специалисту.
По поводу психосоматики.
Вот, например, людям-интеллектуалам, у которых работа умственная, никогда не донесёшь, что нужно обратиться к специалисту-психологу. Просто-напросто, потому, что им это не надо. У них всё схематично: Если температура – значит, нужно пить таблетки. Если им рассказать про психосоматику, они, скорее всего, не обратят внимания. Сейчас, разумеется, про такое понятие говорят много, и оно популярно, в основном, в интернете. А люди-интеллектуалы скептически относятся к информации в интернете.
Татьяна, а если возвращаться к вопросу о детской психологии. Подскажите, почему нельзя ставить ребёнка на первое место? Часто слышим, что в психологии это не приветствуется. А раньше ото всюду кричали, что дети – наше будущее.
У каждого человека на первом месте должен быть сам человек.
и если человек здоров, гармоничен, счастлив, то всё это он может дать и другим людям. Поэтому сначала счастливая мама и папа, а потом счастливый ребёнок.
Это действительно радует. Я бы хотела перейти к блоку советов от психолога. Довольно часто слышу, что мама чрезмерно сильно беспокоится за ребёнка. Даже уже не беспокоится, а именно, что состояние граничит с тревожностью. Как справиться с неконтролируемыми мыслями в моменте?
— Тревожность – это состояние тела, с которым можно работать. Хорошая техника – это 10 глубоких вдохов и выдохов. Благодаря этому, мы насыщаем наше тело кислородом, наш тревожный мозг успокаивается, и мы адекватно реагируем в реальности.
А если отойти от понятия тревожность и прийти к понятию «агрессия». Вопрос в том, как при злости поставить себя на паузу? Ведь, когда начинается конфликтная ситуация и гормоны зашкаливают, мы редко можем схватить рациональное зёрнышко. Как сдержаться?
— При неконтролируемой агрессии также работает правило «10 глубоких входов и выдохов». И если есть возможность, можно просто уйти. Как бы просто не звучало, но это реально помогает. Предупредить с кем у тебя случился конфликт и уйти в другую комнату, отдышаться.
Такие «паузы» помогают нам прийти в себя и почувствовать состояние «ДОСТАТОЧНО». Мы редко можем его почувствовать, потому что нашему организму оно может казаться неинтересным (особенно, если мы привыкли к скандалам и манипуляциям в детстве). Всё дело в гормонах, которые выбрасываются в большом количестве в наш организм в ярко эмоциональных отношениях. Однако если мы будем чаще практиковать состояние «ДОСТАТОЧНО», то при малейшем дискомфорте сможем считывать сигналы тела и либо избегать ситуаций, либо, напротив, приходить к тому самому рациональному зёрнышку и продолжать диалог уже с более спокойной точки зрения.
Хорошо помогают техники «Магии утра», когда с утра ты даёшь себе время проснуться, спокойно почитать любимую книгу, посидеть в компании кофе или чая и просто комфортно провести утро. Мне лично это очень помогает. Организм сразу заряжается необходимыми сильными гормонами и последующий день у меня проходит максимально спокойно.
От всего нашего фонда мы выражаем благодарность Татьяне Николаевне Лантратовой за уделённое время и полезную информацию, которой она с нами поделилась!
Надеемся интервью было таким же интересным и полезным для вас, как и для нас.
Искренне надеемся, что ещё ни раз поговорим с Татьяной, а наши слушатели и читатели ещё ни раз смогут задать свои вопросы данному специалисту.
Интервьюер: Елизавета Кочанова
Made on
Tilda