Все самое интересное здесь!

Буллинг? Решение есть!

Несмотря на то, что последние десятилетия интерес к психологии растет и психологическая помощь становится более доступной, буллинг продолжает свое распространение, приобретая новые более извращенные формы своего существования.

По данным ВОЗ общие тенденции, связанные с запугиванием в школе, остаются стабильными с 2018 года, при этом кибербуллинг растет. Данные за период с 2018 по 2022 г. свидетельствуют о росте распространенности киберзапугивания: доля мальчиков, участвующих в киберзапугивании других учащихся, увеличилась с 11% до 14%, а доля девочек – с 7% до 9%. Аналогичным образом доля мальчиков, сообщающих о том, что они подвергаются киберзапугиванию, увеличилась с 12% до 15%, а доля девочек– с 13% до 16%.

Еще немного данных исследования:

●Запугивание других в школе. В среднем 6% подростков участвуют в запугивании других учащихся в школе. Такое поведение больше распространено среди мальчиков (8%), чем среди девочек (5%).

●Подверженность запугиванию в школе. Примерно 11% подростков подвергались запугиванию в школе, причем существенной разницы между мальчиками и девочками здесь не наблюдается.

●Киберзапугивание других. Около 12% подростков (каждый восьмой) сообщают о том, что участвуют в киберзапугивании других учащихся. Мальчики (14%) чаще сообщают об участии в киберзапугивании, чем девочки (9%). Примечательно, что этот показатель увеличился по сравнению с 2018 г.: у мальчиков он вырос с 11%, а у девочек – с 7%.

●Подверженность киберзапугиванию. Пятнадцать процентов подростков (примерно каждый шестой) подвергались киберзапугиванию, причем показатели среди мальчиков (15%) и девочек (16%) практически одинаковы. Это больше, чем в 2018 г.: показатель вырос с 12% до 15% среди мальчиков и с 13% до 16% среди девочек.

●Драки. Каждый десятый подросток участвовал в драках, причем с заметной разницей между полами: 14% мальчиков по сравнению с 6% девочек.

Согласно опросам, каждый третий подросток, ставший участником буллинга, серьезно задумывается о самоубийстве (в том числе если подросток — инициатор травли).

Итак, что же такое буллинг, по каким признакам можно заподозрить, что ваш ребенок стал жертвой (прежде всего мы говорим о жертвах), и как ему помочь, если это произошло.

Буллинг (от англ. bullying — травля, издевательство) — это одна из форм агрессии, систематическое, целенаправленное психологическое или физическое насилие над человеком или группой людей одним человеком (буллером) или группой агрессоров в коллективе. Отличительными признаками буллинга являются его систематичность и регулярность, продолжительность, а также неспособность жертвы защитить себя в сложившейся ситуации, что отличает его от обычного конфликта. Основные виды буллинга:

  • физический (пинки,толчки, удары, порча имущества)

  • психологический (словесные оскорбления, распространение слухов, угрозы, насмешки, бойкот)

  • кибербуллинг (травля с использованием интернета и социальных сетей — отправка оскорбительных сообщений, угроз, шантаж и кража данных, распространение слухов).

Исследования и практика показывают, что жертвой может стать любой ребенок, но чаще всего под удар попадают те, кто:

● выделяется из коллектива (по внешности, акценту, одежде, особенностям здоровья, успехам или наоборот слабой успеваемости);

● тихий, застенчивый, тревожный, избегает конфликтов, не умеет за себя постоять;

● новые ученики в классе, у которых еще нет друзей и поддержки;

● дети, которых считают «слишком правильными» или «не такими, как все», например, очень яркие, активные, любознательные;

● подростки, у которых есть особенности поведения (например, гиперактивность, аутизм, заикание и др.).

Буллинг чаще возникает не потому, что с ребенком что-то не так, а из-за динамики в группе: желания группы сплотиться за счет выделения более «инакового»; попытки лидеров самоутвердиться через унижение других; атмосфера в классе, где не развиты эмпатия и культура общения; отсутствия четких правил и реакции взрослых(«дети сами разберутся»).

Буллинг — это системное явление, и как система развивается поэтапно:

1.В группе возникает напряжение или конкуренция (например, сильная борьба за статус,недостаток внимания учителя,скучная среда, началом может также послужить неурегулированный конфликт).

2.Группа ищет «слабое звено» — ребенка, который выделяется или не имеет поддержки.

3.Один или несколько детей начинают проверять границы — дразнят, подшучивают.

4.Если взрослые не вмешиваются, а группа поддерживает, ситуация закрепляется - формируется ролевая структура буллинга.

Целая социальная система буллинга состоит из участников, и у каждого своя роль:
  • жертва — ребенок, на которого направлена агрессия;
  • агрессор (лидер) — инициатор, который начинает травлю ради власти, контроля или самоутверждения;
  • активные участники («приближенные агрессора») — помогают нападать, смеются, поддерживают;
  • пассивные наблюдатели — видят происходящее, но молчат, чтобы самим не стать жертвой;
  • защитники (к сожалению, встречаются редко) — те, кто встает на сторону жертвы (но их может быть мало, если культура в классе не поддерживает это).

Почему же в одних коллективах буллинг возникает, а в других нет? Буллинг всегда развивается не в вакууме, а в определенной системе, где взрослые — ключевые фигуры. Дома это родители, в учебных коллективах — учителя, администрация, воспитатели, штатные психологи. Ниже перечислены факторы, способствующие буллингу, с разделением ответственности между взрослыми в коллективе и дома:

  • действия взрослых в коллективе (неосознанно или из-за бездействия) включают в себя: игнорирование сигналов («дети сами разберутся», «подрались — и хватит»); обесценивание жалоб («ну ты тоже мог дать сдачи», «надо быть сильнее»); сравнение детей или высмеивание («смотри, как Петя хорошо сделал, а ты опять хуже»); авторитарный стиль («боятся — значит уважают»); отсутствие четкой позиции по отношению к травле (нет правил, что это неприемлемо)

  • действия родителей, которые способствуют буллингу (часто неосознанно): сами используют обесценивание и критику дома («ну что ты как тряпка», «надо быть как все»); не замечают эмоционального состояния ребенка («делаешь уроки? больше ничего не хочу знать»); ставят сверхвысокие ожидания («только пятерки»), лишая возможности поделиться трудностями; игнорируют жалобы («не обращай внимания», «сам виноват»); используют агрессивный стиль воспитания — ребенок усваивает, что «прав сильный».

Действия взрослых, которые препятствуют возникновению буллинга, защищая всех участников системы:

  • взрослые в коллективе ответственны за быстрое вмешательство в любые случаи агрессии, установление четких правила: «оскорбления и насмешки неприемлемы», обсуждение тем дружбы, эмпатии,сотрудничества на классных часах, поддержку жертвы и работа с группой, а не только «наказать обидчика», создание атмосферы безопасности: ребенок знает, что к учителю можно подойти без страха.

  • родители, защищающие своих детей от буллинга, интересуются не только оценками, но и отношениями в классе («с кем дружишь? как себя чувствуешь?»), поддерживают ребенка эмоционально: он знает, что его услышат и не осудят, развивают уверенность и умение отстаивать границы («ты имеешь право сказать “нет”»), общаются с педагогами уважительно, но настойчиво, когда речь идет о безопасности ребенка, показывают личным примером, что уважение и ненасилие — ценность.

Именно взрослые — «создатели правил игры». Если правила не ясны или агрессия допускается, буллинг закрепляется. Если же взрослые демонстрируют нетерпимость к травле и поддержку различий (инаковости), у группы просто не будет «почвы» для буллинга.

Таким образом, «потенциальные жертвы» есть в любом коллективе (дети, отличающиеся от большинства), но буллинг возникает только там, где группа и взрослые позволяют закрепиться агрессивной динамике.

Как же взрослым, прежде всего родителям, распознать, что ребенок стал жертвой буллинга? Для начала стоит отложить все свои дела, поставить на паузу собственные переживания, убрать телефоны, и обратиться к ребенку, чтобы быть способными заметить и осознать следующие признаки:

1.Эмоциональные: ребенок стал более тревожным, плаксивым или раздражительным, у него резко меняется настроение после школы, появились частые жалобы на головную боль, живот, усталость (психосоматические реакции), ребенок избегает разговоров о школе или отвечает односложно;

2.Поведенческие: ребенок потерял интереса к учебе, прежним увлечениям, общению с одноклассниками, появилось нежелание идти в школу, просьбы «оставить дома», просит сопровождать его до школы или обратно, хотя раньше ходил сам, ребенок меняет привычный маршрут или начал задерживаться по пути домой, становится замкнутым, проводит больше времени в одиночестве, начал проявлять агрессию дома (как реакция на беспомощность), упала успеваемость в школе, перестал делать домашние задания, стал бояться отвечать у доски или выступать;

3.Физические и внешние:порванная одежда, испорченные учебники, потерянные вещи, синяки, царапины или другие следы насилия, объясняемые неубедительно, недостаток денег или просьбы давать больше карманных денег («пропадают» деньги, еда);

4.Социальные: ребенок перестает приглашать друзей домой, никогоне зовет на праздники или отказывается идти к другим, в школе о нем мало кто упоминает или его избегают.

Если вы заметили несколько пунктов из списка выше, не откладывайте разговор с ребенком. Даже если он отрицает проблему, мягко и регулярно возвращайтесь к теме.

Хотя очень важно быть внимательными и реагировать, если появляются подозрения, что ребенок стал жертвой буллинга, также важно рассмотреть признаки агрессора. Важно обращать на признаки агрессивного поведения у ребенка, например, если получает удовольствие, когда другие плачут или злятся; часто жалуется на других, но редко признает свои ошибки; любит командовать сверстниками, настаивает «делай, как я сказал»; оправдывает агрессию («он сам виноват»).

Родителю важно не отрицать возможность, а помочь ребенку понять:

«Шутки бывают разные. Если друг обижается— это уже не смешно».

Когда у родителей появляются подозрения или знание о происходящем буллинге, очень важно вести работу в нескольких направлениях: поддержка ребенка, выстраивание сотрудничества “родитель-учитель-школьный психолог”, развитие у детей эмпатии, внутренних опор, коммуникативным навыков.

Основная поддержка со стороны родителей заключается в искренней заинтересованности в том, что происходит в жизни ребенка, признании и нормализации любых его чувств, внимании как к вербальному, так и невербальному поведению, желании и готовности мягко возвращать ребенка к открытому диалогу. Если ребенок открывается и рассказывает, не говорите «не обращай внимания», потому что буллинг строится на неравенстве сил, и игнорирование не останавливает агрессора, а только усиливает беспомощность жертвы. Если ребенок не хочет рассказывать, не давите, возвращайтесь к теме через заботу:«Я вижу, что тебе тяжело.Я рядом». Дайте почувствовать ребенку, что вы примите его, примите рассказ серьезно, что на вас можно опереться.

Часто дети боятся «настучать», объясните разницу между стукачеством (намеренно навредить) и просьбой о помощи (защитить себя и других). Научите, что просить о помощи, когда не справляешься сам, это не про слабость, это наоборот требует силы, смелости, адекватного восприятия реальности и своих ограничений в мире (а они есть у всех, здесь может очень помочь пример из личной жизни взрослого). Просьба о помощи— это забота о себе, и в этом очень много ответственности.

Если ваш ребенок стал жертвой буллинга, очень важно не видеть его только как «жертву» или «слабого». Здесь важно объяснить и научить ребенка находить собственные ресурсы, среди которых: умение дружить хотя бы с одним человеком — это дает опору на «малую группу поддержки»; развитие творческих способностей, занятие спортом, хобби — дает чувство ценности вне школы; чувство юмора — помогает разрядить обстановку, если оно не саморазрушающее; выстраивание доверительных отношений с родителями — дает уверенность, что он не один.

Родителям полезно проговаривать: «Я вижу, что у тебя хорошо получается… Ты можешь на это опираться в сложных ситуациях».

Если вы узнали, что ваш ребенок просто наблюдатель в этой системе, объясните ему, что он играет ключевую роль: пока он молчит, буллинг закрепляется.

Следующим шагом будет выстраивание эффективной коммуникации между родителями, учителями, представителями администрации и психологом учебного заведения.

Тот факт, что ребенок стал жертвой или другим участником буллинга, может вызвать у родителей растерянность, чувство беспомощности, злости, желание защищаться, и как следствие желание напасть и обвинить других, в частности учителя («Вы не следите!»). Защищаясь, учитель тоже начинает нападать, обвиняя родителей («Это ваш ребенок проблемный»). Важно вести разговор не в формате «кто виноват?», а «что мы можем сделать вместе?», говорить о фактах и задавать конкретные вопросы, выстраивать модель партнерства, когда родители приносят информацию о состоянии ребенка, а учитель — о том, что происходит в классе, психолог — помогает группе и детям выстраивать новые правила. Показывая, как можно выстраивать партнерские, уважительные отношения даже в очень сложной ситуации, мы многому можем научить детей.

Важно совместными усилиями дать детям знание, что можно иначе, чтобы они это знание превратили в собственный новый опыт, рассказав им о позитивных ролях группы: можно защищать жертву: «Не трогай его, это неправильно», лидеры используют статус, чтобы объединять класс (например, через проекты, спорт, творчество), сама группа совместно вырабатывает нормы:

«У нас не принято дразнить».

Задача взрослых — поддерживать и усиливать такие формы лидерства (например, поощрять, когда ребенок встал на защиту другого). И помнить, что профилактика буллинга — это не «разбор полетов после скандала», а формирование культуры уважения и поддержки в классе с самого начала.

Конечно, такая работа требует большой вовлеченности, много ресурсов (эмоциональных, временных), но важно помнить, что для всех участников процесса есть свои последствия: для жертвы — тревожность, заниженная самооценка; для агрессора — закрепление насилия как нормы; для наблюдателей — равнодушие или вина. И тогда каждый взрослый оказывается перед выбором, за что он готов взять ответственность: пожертвовать своими интересами сейчас, чтобы дети были здоровее и психологически, и физически, или остаться в плену своих забот и иллюзорной вере, что с их ребенком ничего страшного не случится.


Автор материала: Анна Васильева, психолог, медиатор

Made on
Tilda