Сегодня мы поговорим о психологии зависимостей и как получается, что вполне благополучные дети оказываются на койке наркологического диспансера.
Наш эксперт - Валентина Владимировна Кочергина, психиатр-нарколог, психолог по работе с зависимостями с общим опытом работы в медицине 20 лет.
- Валентина Владимировна, расскажите, пожалуйста, что за направление детская наркология, что она под собой подразумевает.
- Детская наркология – это подраздел детской психологии, посвященный проблемам зависимого поведения в целом. Детская наркология включает в себя диагностику и лечение химических и нехимических зависимостей у детей и подростков.
К химическим зависимостям относятся алкогольная, наркотическая, токсикологическая и лекарственная. К нехимическим – игромания, интернет-зависимость, пищевая и т. д.
Наш эксперт - Валентина Владимировна Кочергина, психиатр-нарколог, психолог по работе с зависимостями с общим опытом работы в медицине 20 лет.
- Валентина Владимировна, расскажите, пожалуйста, что за направление детская наркология, что она под собой подразумевает.
- Детская наркология – это подраздел детской психологии, посвященный проблемам зависимого поведения в целом. Детская наркология включает в себя диагностику и лечение химических и нехимических зависимостей у детей и подростков.
К химическим зависимостям относятся алкогольная, наркотическая, токсикологическая и лекарственная. К нехимическим – игромания, интернет-зависимость, пищевая и т. д.

Да какие у тебя могут быть проблемы?
- Как дети в принципе могут прийти к зависимостям? У взрослых много стрессов и психике трудно справляться, но у детей совершенно другая жизнь, другая нервная система, более адаптивная, гибкая, где-то не конца сформировавшаяся.
Как они могут оказаться один на один с зависимостями, которые априори считаются чем-то из мира взрослых?
- То, что детские проблемы – ерунда, на мой взгляд, это большое заблуждение взрослых. Любая проблема может восприниматься гипертрофированно в любом возрасте. Да, в годик беда, когда игрушку отобрали, конфетку не купили. У подростков катастрофа, когда девочка отказала или мальчик не отвечает взаимностью.
И во взрослом возрасте это будут точно такие же не всегда значимые ситуации – работа не устраивает, жена плохая, еще что-то. Становясь старше мы понимаем, что масштаб проблемы был вовсе не так велик, как нам казалось. Но в моменте этого не осознаешь.
У трудностей в принципе нет градаций значимости. Важна не сама ситуация, а отношение к ней человека. Для кого-то провалить экзамен – конец света, а другим это досадно, но ладно, пересдаст и будет учиться дальше. Каждая сложность получает нашу внутреннюю оценку, и она далеко не объективна.
- Но все равно зависимости – это традиционно взрослый путь убегать от проблем. У детской психики наверняка какие-то свои алгоритмы, чтобы справляться с выпавшей нагрузкой. Почему дети оказываются на этом «взрослом» пути.
- Тут надо понимать, что зависимость – это не только способ убежать от проблемы. Это попытка заместить веществами или алкоголем острый дефицит чего-то значимого в жизни.
Чаще всего, потребность в любви и принятии, для нашей психики она – одна из базовых, и для интроверта, и для экстраверта, для взрослого и ребенка. И когда в семье нет принятия, понимания – ребенок начинает искать их на стороне, в компаниях, где не требуется стараться и заслуживать.
Здесь принимают просто потому, что ты такой же, и вас что-то объединяет. К сожалению, в неблагополучных компаниях это часто алкоголь, наркотики и т.д. Кстати, секты, различные субкультуры и банды сюда тоже относятся.
Так ребенок приходит к запрещенным веществам.
Как они могут оказаться один на один с зависимостями, которые априори считаются чем-то из мира взрослых?
- То, что детские проблемы – ерунда, на мой взгляд, это большое заблуждение взрослых. Любая проблема может восприниматься гипертрофированно в любом возрасте. Да, в годик беда, когда игрушку отобрали, конфетку не купили. У подростков катастрофа, когда девочка отказала или мальчик не отвечает взаимностью.
И во взрослом возрасте это будут точно такие же не всегда значимые ситуации – работа не устраивает, жена плохая, еще что-то. Становясь старше мы понимаем, что масштаб проблемы был вовсе не так велик, как нам казалось. Но в моменте этого не осознаешь.
У трудностей в принципе нет градаций значимости. Важна не сама ситуация, а отношение к ней человека. Для кого-то провалить экзамен – конец света, а другим это досадно, но ладно, пересдаст и будет учиться дальше. Каждая сложность получает нашу внутреннюю оценку, и она далеко не объективна.
- Но все равно зависимости – это традиционно взрослый путь убегать от проблем. У детской психики наверняка какие-то свои алгоритмы, чтобы справляться с выпавшей нагрузкой. Почему дети оказываются на этом «взрослом» пути.
- Тут надо понимать, что зависимость – это не только способ убежать от проблемы. Это попытка заместить веществами или алкоголем острый дефицит чего-то значимого в жизни.
Чаще всего, потребность в любви и принятии, для нашей психики она – одна из базовых, и для интроверта, и для экстраверта, для взрослого и ребенка. И когда в семье нет принятия, понимания – ребенок начинает искать их на стороне, в компаниях, где не требуется стараться и заслуживать.
Здесь принимают просто потому, что ты такой же, и вас что-то объединяет. К сожалению, в неблагополучных компаниях это часто алкоголь, наркотики и т.д. Кстати, секты, различные субкультуры и банды сюда тоже относятся.
Так ребенок приходит к запрещенным веществам.

Это про маргиналов, нашей семье такое не грозит
- Но ведь зависимость приходит и в благополучные семьи.
- Да, и довольно часто. Родители вполне могут любить своего ребенка, заботиться о нем – и вроде бы все делают правильно. Однако сын или дочка не считывают или по-другому интерпретируют родительское внимание.
Из лучших побуждений родители воспитывают, иногда на эмоциях впадая в крайности. А ребенок воспринимает это как сигнал «Я не нужен такой, какой я есть, меня хотят переделать».
Это приводит к ощущению, что ты один-одинешенек в целом мире. И ребенок начинает искать другие места, где его будут принимать без условий и требований.
Здесь надо отметить, что в компаниях зависимых людей гораздо проще обстоят дела с принятием в целом. Для того, чтобы ребенка признали своим, скажем, среди сверстников-шахматистов – надо хорошо играть в шахматы, среди увлеченных спортом или наукой нужно что-то представлять из себя в этих сферах. Среди взрослых людей необходимо соответствовать общему уровню интеллекта.
И только в компании зависимых все проще – достаточно просто употреблять то же, что и все. Такие тусовки объединяют именно вещества. И дети сразу перестают чувствовать себя одинокими, у них появляется «свой коллектив». Для детей это одна из основных причин развития зависимости.
- Да, и довольно часто. Родители вполне могут любить своего ребенка, заботиться о нем – и вроде бы все делают правильно. Однако сын или дочка не считывают или по-другому интерпретируют родительское внимание.
Из лучших побуждений родители воспитывают, иногда на эмоциях впадая в крайности. А ребенок воспринимает это как сигнал «Я не нужен такой, какой я есть, меня хотят переделать».
Это приводит к ощущению, что ты один-одинешенек в целом мире. И ребенок начинает искать другие места, где его будут принимать без условий и требований.
Здесь надо отметить, что в компаниях зависимых людей гораздо проще обстоят дела с принятием в целом. Для того, чтобы ребенка признали своим, скажем, среди сверстников-шахматистов – надо хорошо играть в шахматы, среди увлеченных спортом или наукой нужно что-то представлять из себя в этих сферах. Среди взрослых людей необходимо соответствовать общему уровню интеллекта.
И только в компании зависимых все проще – достаточно просто употреблять то же, что и все. Такие тусовки объединяют именно вещества. И дети сразу перестают чувствовать себя одинокими, у них появляется «свой коллектив». Для детей это одна из основных причин развития зависимости.

Если ребенок не вылезает из компьютера
- А как быть родителям детей-игроманов? Как вообще определить эту грань, когда зависание в компьютере у ребенка идет как здоровое хобби, а когда это уже разрушительная болезнь? Дети всегда приводят этот аргумент в споре с родителями: что игры – это индустрия, в ней можно развиваться, зарабатывать, находить друзей, обрести актуальную профессию, реализоваться в киберспорте.
Но как маме или папе быть компетентными в этих вопросах и не упустить ребенка.
- Вопрос хороший и сложный. У всех зависимостей есть общие черты, указывающие на пагубность. Первая: ребенок компьютерными играми вредит себе, начинают пропадать прежние увлечения. У него появляется так называемое туннельное мышление.
Туннельное мышление – это когнитивное искажение, при котором человек воспринимает только ту информацию, которая подтверждает его мнение и игнорирует все остальные.
Снижается успеваемость в учебе, у детей нет друзей в реальном мире, да и онлайн тоже. Начинает страдать отношения с социумом, портится здоровье, появляются агрессивные реакции на родителей – это все может говорить о зависимости. Она всегда несет урон.
Если же ребенок играет в компьютер, но при этом нормально учится, не болеет, активно общается со сверстниками – это уже история про хобби.
Но как маме или папе быть компетентными в этих вопросах и не упустить ребенка.
- Вопрос хороший и сложный. У всех зависимостей есть общие черты, указывающие на пагубность. Первая: ребенок компьютерными играми вредит себе, начинают пропадать прежние увлечения. У него появляется так называемое туннельное мышление.
Туннельное мышление – это когнитивное искажение, при котором человек воспринимает только ту информацию, которая подтверждает его мнение и игнорирует все остальные.
Снижается успеваемость в учебе, у детей нет друзей в реальном мире, да и онлайн тоже. Начинает страдать отношения с социумом, портится здоровье, появляются агрессивные реакции на родителей – это все может говорить о зависимости. Она всегда несет урон.
Если же ребенок играет в компьютер, но при этом нормально учится, не болеет, активно общается со сверстниками – это уже история про хобби.

Спорт, любовь, работа и прочие неприятности
Относительно зависимого поведения есть еще один важный маркер: зависимый человек начинает зацикливаться на чем-то одном.
Это принимает разные формы: например, человек алкоголь поменял на спорт. Вроде все отлично. Но что с ним со временем происходит в спорте? Он начинает отдаваться тренировкам с большой фанатичностью, работает до травм мышц, суставов. То есть начинает опять же вредить себе!
Абсолютно то же самое с любовью. Со стороны выглядит как красивая история: мальчик употреблял наркотики, познакомился с хорошей девочкой, завязал, теперь все замечательно, любовь его спасла. Но она тоже со временем становится нездоровой. Просто фокус внимания у этого мальчика с веществ весь смещается на эту девочку.
И если девушка будет вести себя не так, как думается и хочется ее молодому человеку – это быстро приведет к скандалам и срыву в те же зависимости. Замена не оправдывает себя никогда.
Так же можно погружаться в работу: так называемый нездоровый трудоголизм – тоже показатель зависимого поведения. Человек какое-то время будет выглядеть достигатором, очень замотивированным и активным.
Но он не знает тормозов, не заботится о саморегенерации. По итогу получает инфаркты, инсульты либо тот же срыв. Это может случиться и спустя несколько лет с момента последнего употребления.
Это принимает разные формы: например, человек алкоголь поменял на спорт. Вроде все отлично. Но что с ним со временем происходит в спорте? Он начинает отдаваться тренировкам с большой фанатичностью, работает до травм мышц, суставов. То есть начинает опять же вредить себе!
Абсолютно то же самое с любовью. Со стороны выглядит как красивая история: мальчик употреблял наркотики, познакомился с хорошей девочкой, завязал, теперь все замечательно, любовь его спасла. Но она тоже со временем становится нездоровой. Просто фокус внимания у этого мальчика с веществ весь смещается на эту девочку.
И если девушка будет вести себя не так, как думается и хочется ее молодому человеку – это быстро приведет к скандалам и срыву в те же зависимости. Замена не оправдывает себя никогда.
Так же можно погружаться в работу: так называемый нездоровый трудоголизм – тоже показатель зависимого поведения. Человек какое-то время будет выглядеть достигатором, очень замотивированным и активным.
Но он не знает тормозов, не заботится о саморегенерации. По итогу получает инфаркты, инсульты либо тот же срыв. Это может случиться и спустя несколько лет с момента последнего употребления.

Пути решения: сложно, но можно
- Что же делать в такой ситуации?
Для зависимого человека самое важное – научиться балансу. Соблюдать эмоциональную гигиену, без качелей, во всех сферах жизни.
- Как ребенок может контролировать в такой степени свое психоэмоциональное состояние? Это же просто нереально!
- Это сложно в равной степени как для ребенка, так и для взрослого. Если бы все было так просто – то решить проблему можно было бы превентивно и не понадобилась бы наркология в принципе.
Но психика человека устроена так, что она не дает ему заметить ухудшения самостоятельно. Когда человек уже явно идет к срыву, то окружающие могут это отмечать его возросшую раздражительность, зацикленность на каких-то предметах или вопросах.
Например, часто зависимые идут по улице и брезгливо комментируют встречных: «Фу, вон тот под кайфом, как так можно, средь бела дня! Фу, этот уже напился!»
Так происходит потому, что их фокус внимания рядом с объектом зависимости, мозг транслирует личные желания на окружающих.
Отслеживать за собой внутренние процессы очень сложно, это должен быть очень большой уровень осознанности. Нас с детства учат не доверять себе, по всем вопросам есть готовые алгоритмы: когда поесть, что надеть, когда ощущать тепло, когда холод. Поэтому человеку трудно распознать свои реальные ощущения.
У зависимых же чувства еще больше «заморожены». Им помогают отслеживать пограничные состояния различные тематические сообщества: те же клубы анонимных. Там люди все в аналогичной теме, они быстро считывают все.
При работе с психологом также могут помочь и родственники, если они изучили эту тему.
Ну а для самого зависимого важно уметь или учить себя слышать что говорят окружающие, не прятать голову в песок, не отшучиваться. Если отовсюду транслируют, что имеются проблемы с алкоголем – это повод все же задуматься и присмотреться.
Для зависимого человека самое важное – научиться балансу. Соблюдать эмоциональную гигиену, без качелей, во всех сферах жизни.
- Как ребенок может контролировать в такой степени свое психоэмоциональное состояние? Это же просто нереально!
- Это сложно в равной степени как для ребенка, так и для взрослого. Если бы все было так просто – то решить проблему можно было бы превентивно и не понадобилась бы наркология в принципе.
Но психика человека устроена так, что она не дает ему заметить ухудшения самостоятельно. Когда человек уже явно идет к срыву, то окружающие могут это отмечать его возросшую раздражительность, зацикленность на каких-то предметах или вопросах.
Например, часто зависимые идут по улице и брезгливо комментируют встречных: «Фу, вон тот под кайфом, как так можно, средь бела дня! Фу, этот уже напился!»
Так происходит потому, что их фокус внимания рядом с объектом зависимости, мозг транслирует личные желания на окружающих.
Отслеживать за собой внутренние процессы очень сложно, это должен быть очень большой уровень осознанности. Нас с детства учат не доверять себе, по всем вопросам есть готовые алгоритмы: когда поесть, что надеть, когда ощущать тепло, когда холод. Поэтому человеку трудно распознать свои реальные ощущения.
У зависимых же чувства еще больше «заморожены». Им помогают отслеживать пограничные состояния различные тематические сообщества: те же клубы анонимных. Там люди все в аналогичной теме, они быстро считывают все.
При работе с психологом также могут помочь и родственники, если они изучили эту тему.
Ну а для самого зависимого важно уметь или учить себя слышать что говорят окружающие, не прятать голову в песок, не отшучиваться. Если отовсюду транслируют, что имеются проблемы с алкоголем – это повод все же задуматься и присмотреться.

Семья как защитная крепость, а не тюрьма
- И как в этом случае быть родителям? Как признать, что ребенок болен и нужна помощь специалистов. Сам сын или дочка убеждает в обратном. Ведь никому не хочется признавать тот факт, что всей семьей пришли в страшную ситуацию уже оформленной зависимости и что само оно не рассосется.
- Вопросы принятия и понимания решает психолог. В отношении детей родителям начать с себя и попытаться найти причину неблагополучия. Есть мнение, что когда в семье появляется зависимый человек – это критическое нарушение семейной системы. Маркер, что в семье что-то совсем идет не так. Первопричину надо обязательно найти.
Отсутствие доверительных и близких отношений в семье – главный располагающий фактор к зависимости. Семья должна быть территорией безопасности, где можно все рассказать и не быть осуждаемым.
Это не значит, что надо во всем соглашаться и только хвалить ребенка. Но высказывать свое мнение и чувства через более безопасную систему «Я-сообщений» можно и нужно. Говорить о том, что «я беспокоюсь», предложить какой-то конструктив.
Когда в семье принято обсуждать проблемы и искать пути решения – это лучшая профилактика зависимостей. Чего боятся дети, которые все держат в себе? Что родитель воспримет все негативно.
Проблемы обсуждать ни для кого не радость, но взрослым нужно научиться брать на себя ответственность, обсуждать с ребенком возникшие сложности, искать пути решения.
Ребенок должен быть уверен, что может в случае чего обратиться, посоветоваться и не получить в ответ «Ну что ты у меня такой дурачок, ну как так можно было?!» Дети чаще всего легко раскрываются и делятся всем важным в своей жизни.
- Вопросы принятия и понимания решает психолог. В отношении детей родителям начать с себя и попытаться найти причину неблагополучия. Есть мнение, что когда в семье появляется зависимый человек – это критическое нарушение семейной системы. Маркер, что в семье что-то совсем идет не так. Первопричину надо обязательно найти.
Отсутствие доверительных и близких отношений в семье – главный располагающий фактор к зависимости. Семья должна быть территорией безопасности, где можно все рассказать и не быть осуждаемым.
Это не значит, что надо во всем соглашаться и только хвалить ребенка. Но высказывать свое мнение и чувства через более безопасную систему «Я-сообщений» можно и нужно. Говорить о том, что «я беспокоюсь», предложить какой-то конструктив.
Когда в семье принято обсуждать проблемы и искать пути решения – это лучшая профилактика зависимостей. Чего боятся дети, которые все держат в себе? Что родитель воспримет все негативно.
Проблемы обсуждать ни для кого не радость, но взрослым нужно научиться брать на себя ответственность, обсуждать с ребенком возникшие сложности, искать пути решения.
Ребенок должен быть уверен, что может в случае чего обратиться, посоветоваться и не получить в ответ «Ну что ты у меня такой дурачок, ну как так можно было?!» Дети чаще всего легко раскрываются и делятся всем важным в своей жизни.

Ремень как волшебная таблетка
- А как же метод кнута, который любят вспоминать, особенно те, кто вырос в Советском союзе или сразу после его распада. Про строгого отца, который всыпал ремня и на всю жизнь хватило, вырос человеком.
- Я повторюсь, что в семье все должны разговаривать между собой. В том числе чтобы понимать особенности личности каждого. Метод кнута работает, но не со всеми.
И никогда не угадаешь, твой «кнут» улучшит или ухудшит ситуацию. Кого-то он может реально развернуть на всю жизнь в позитивную сторону, а кого-то сломать.
- Если я подозреваю ребенка в периодическом употреблении. Как мне развеять или подтвердить свои опасения и при этом не разрушить наши отношения?
- Очень просто: есть тесты на алкоголь и наркотики, они продаются в аптеках. Ребенок будет возмущаться, конечно, в духе «да как ты могла такое подумать? Ты мне не доверяешь!»
В этих ситуациях ему нужно спокойно объяснить, что «я очень тревожусь, насмотрелась новостей или видео в интернете. Пожалуйста, пройди текст, чтобы я успокоилась».
Если в ответ очень ярые возражения– то это, скорее, уже звоночек: что-то не так. Когда все хорошо, ребенок повозмущается, но все сделает – он в себе уверен, ему нечего скрывать.
- Я повторюсь, что в семье все должны разговаривать между собой. В том числе чтобы понимать особенности личности каждого. Метод кнута работает, но не со всеми.
И никогда не угадаешь, твой «кнут» улучшит или ухудшит ситуацию. Кого-то он может реально развернуть на всю жизнь в позитивную сторону, а кого-то сломать.
- Если я подозреваю ребенка в периодическом употреблении. Как мне развеять или подтвердить свои опасения и при этом не разрушить наши отношения?
- Очень просто: есть тесты на алкоголь и наркотики, они продаются в аптеках. Ребенок будет возмущаться, конечно, в духе «да как ты могла такое подумать? Ты мне не доверяешь!»
В этих ситуациях ему нужно спокойно объяснить, что «я очень тревожусь, насмотрелась новостей или видео в интернете. Пожалуйста, пройди текст, чтобы я успокоилась».
Если в ответ очень ярые возражения– то это, скорее, уже звоночек: что-то не так. Когда все хорошо, ребенок повозмущается, но все сделает – он в себе уверен, ему нечего скрывать.

Я крепкий, мне ничего не будет
- К каким последствиям по здоровью приводят зависимости у детей?
- Последствия одни и те же у всех зависимых. Первое: наносится вред здоровью как физическому, так и психическому.
Понижается социальный статус, появляются непонятные тусовки в сомнительных местах. Они часто сопровождаются неразборчивыми сексуальными контактами, очень часто приводят к гепатиту, ВИЧ и прочим тяжелым заболеваниям.
Да, дети тоже ими болеют. И с такими диагнозами вернуться к нормальной полноценной жизни без обременений очень сложно.
- Последствия одни и те же у всех зависимых. Первое: наносится вред здоровью как физическому, так и психическому.
Понижается социальный статус, появляются непонятные тусовки в сомнительных местах. Они часто сопровождаются неразборчивыми сексуальными контактами, очень часто приводят к гепатиту, ВИЧ и прочим тяжелым заболеваниям.
Да, дети тоже ими болеют. И с такими диагнозами вернуться к нормальной полноценной жизни без обременений очень сложно.