Все статьи

Наше время. О тяжелом возрасте ребенка.

Тяжелый возраст: А вот в наше время…

Здравствуйте, меня зовут Елизавета и я волонтёр БФ «СЕРДЦЕ – ДЕТЯМ» . Сегодня хотела бы затронуть тему самого нежного и одновременно тяжелого возраста человека – подросткового.

Мы все помним свой подростковый возраст. Даже при всех травмирующих обстоятельствах – он остаётся, что называется, «золотым» периодом нашей жизни.

Однако, когда речь заходит о собственных детях, мы с ужасом вспоминаем свои мысли и слова, сказанные родителям, ведь теперь-то мы понимаем, насколько импульсивными и своенравными были тогда.

Часть 1. Он не тупой, он этого просто не знает

Я называю старшее поколение «зрелыми» людьми вместо взрослых. Отличие в формулировке для меня имеет большое значение.

Дело в том, что зрелые люди – это люди, которые взяли на себя ответственность за собственную жизнь. А взрослые – те, кто преодолел возраст в 30 лет и прикрывается астрологическим прогнозом, когда грубит окружающим. Таких людей я привыкла называть безответственными.

Проще говоря, есть пласт людей вашего возраста, которых вы считаете в некоторых вопросах менее опытными, чем вы, но при этом не возьметесь отчитывать этого человека за выбор «быть таким». Всё же мы говорим о человеке старше 18, а значит, что оставаться в информационном вакууме или выходить на поиски себя, как личности, он выбирает сам.

Но несмотря на всё вышесказанное о своих ровесниках, я хотела бы акцентировать внимание на возрасте подростковом.

Как часто логическая цепочка: ты не знаешь элементарного (как варить суп, оттирать жирное пятно от ковра и т.д. – то есть элементарного в понимании людей, которые занимаются этим половину жизни в отличие от тебя – подростка, у которого половина жизни ещё даже не прошла) заканчивалась фразой – поэтому ты и глупый.

И как часто мы на свои аргументы слышали контр-фразу: «Вырастешь – поймёшь»?

Почему-то взрослому человеку мы не выскажем насколько он «тормозит» в таком простом вопросе, как, к примеру, теорема Пифагора – ведь логично, что он забыл, у него ведь столько дел. Но моё самое любимое: «Он не тупой, может, он просто этого не знает».

Но нередко мы указываем подростку, как сильно он отстал по учёбе, потому что гуляет или занимается хобби. А ведь таким образом, в отсутствие безопасного места дома, он и пытается спрятаться в любимом времяпрепровождении. А это, поверьте, занятие не из лёгких. Не легко бежать из дома, где ты живёшь.

Так, почему бы нам чаще не применять фразу «Он не тупой, он этого просто не знает» по отношению к нашим детям?

Часть 2. За жизнь не ставят оценки

«А вот в моё время..» - знакомо?

Многочисленные подвиги наших родителей начинались именно с этих слов.

Так и хотелось каждый раз ответить: «Но сейчас не твоё время. Время вообще не может быть чьим-то, оно просто есть».

Но если ты начинал открывать рот, тебя затыкали фразой: «Мал ещё».

Вот вам нестыковка:

-Для личного мнения подросток мал, но для того, чтобы брать на себя «взрослые» обязанности уже вырос.

Ведь нередко встречается история, когда ребёнок идёт на работу, потому что карманные ему не выдают. Речь идёт о принципиальности родителей в плане карманных денег, а не о вынужденном урезании бюджета.

Взрослые обязанности наваливаются на подростка в один миг. Наваливаются непонятные дела, с которыми непонятно, что делать. Дела, которыми вы занимаетесь изо дня в день, которые вы успели выучить наизусть, которые у вас выполняются уже на автомате. И вспомним ребёнка, который из раза в раз видел, как вы мыли пол, но при выполнении этого действия он не знал: как правильно и легче выжимать тряпку и как насухо вытирать покрытие – потому что он самостоятельно этого ещё не делал, вот и всё.

А теперь снова вспомним, кто такие подростки? И почему вдруг они все поголовно «тупые»?

Это возраст, когда дети УЧАТСЯ быть взрослыми.

Что подразумевает под собой учёба? Ошибки.

Что подразумевает под собой ошибки? Опыт.

Что подразумевает под собой опыт? Зрелость.

Скажите, вам легко сразу влиться в проект другого сотрудника? Увидели первое слово и сразу озарение, как вам быть и что делать?

Если нет, то добро пожаловать в мир подростка.

Он только входит в проект, которые вы предоставляете ему для изучения. Дайте время. Подскажите, если возникли трудности. Не рубите с плеча, если ребёнок запутался.

Не стоит примерять на себя роль строго экзаменатора, куда приятнее оставаться родителем, которому ребёнок доверяет.

Это ведь несправедливо по отношению к вам. Это лишние обязанности, которые вы взяли на себя по собственному желанию.

Часть 3. Наше время

Я предлагаю вместе прийти к понятию «Наше время».

«Наше» - означает общее. Означает, что мы можем обмениваться опытом и мыслями. Означает, что у нас нет задачи «вдолбить» как правильно, а есть потребность высказаться, поделиться своим мнением на счёт того или иного принятого ребёнком решения.

У нас должна стоять задача слушать, обсуждать и слышать нашего ребёнка; принимать решения вместе с ним, а не за него.

Не бойтесь учиться у подростков, не бойтесь разговаривать.

Через разговоры в такое непростое время для ребёнка и выстраивается связь, а связь = доверие.
Made on
Tilda